Общественный транспорт Лондона: метро

Основное средство передвижения в Лондоне — это метро. Обширная сеть из 12 линий позволяет быстро добраться до большинства мест в центре города. Поезда довольно часто опаздывают, поэтому нужно следить за сообщениями на табло (сразу за турникетом) или слушать объявления на платформах. Но даже, несмотря на частые опоздания, метро остаётся самым быстрым видом общественного транспорта.

В зависимости от направления платформы и поезда подразделяются на восточные, западные, северные и южные. Тем не менее, нужно сверять соответствие вашего пункта назначения с направлением поезда — по указателям на платформе и на лобовой части поезда, где чаще всего указана конечная станция данной линии. Если вы запутались, обратитесь к персоналу станции — дежурных всегда можно найти у парапетов и на большинстве платформ. Также многие платформы оснащены пунктами помощи для связи с диспетчером — они выглядят как круги белого цвета. Используйте зелёную кнопку в чрезвычайных случаях, синюю — в случае обычных запросов. Некоторые пункты помощи имеют также и красную кнопку пожарной тревоги — её нужно нажать, если вы заметите пожар. Полезно также захватить у билетных касс бесплатную карту метро. Линии разных направлений для удобства обозначены различными цветами. В интернете можно найти аналогичные карты на самых разных языках.

Схематические карты метро, которые можно найти на станциях, легко читаются, хотя точно не отображают физическое расположение станций. Поэтому по такой схеме сложно определить, на каком расстоянии друг от друга находятся станции — иногда их разделяют несколько минут ходьбы, и нет необходимости тратить время на пересадки. Ниже представлен список станций, между которыми можно пройти пешком.

• Paddington (B, Ci, Di, H) — Lancaster Gate (Ce)

• Great Portland Street (H, Ci, M) — Regent’s Park (B)

• Great Portland Street (H, Ci, M) — Warren Street (N, V)

• Great Portland Street (H, Ci, M) — Goodge Street (N)

• Warren Street (N, V) — Euston Square (H, Ci, M)

• Euston (N, V) — Euston Square (H, Ci, M)

• Bayswater (Ci, D) — Queensway (Ce)

• Tottenham Court Road (Ce) — Covent Garden (P)

• Farringon (H, Ci, M) — Chancery Lane (Ce)

• Cannon Street (Ci, Di) — Bank (Ce, N, W, DLR)

• Cannon Street (Ci, Di) — St Paul’s (Ce)

• Mansion House (Ci, Di) — St Paul’s (Ce)

• Blackfriars (Ci, Di) — St Paul’s (Ce)

Буквы являются кратким обозначением линий: B — Bakerloo, Ce — Central, Ci — Circle, Di — District, DLR — Docklands Light Railway, H — Hammersmith & City, M — Metropolitan, N — Northern, P — Piccadilly, V — Victoria, W — Waterloo & City.

Также есть две пары станций: Holborn (Ce, P) and Covent Garden (P), а также Leicester Square (N, P) and Covent Garden (P). Если вы едете в район Ковент-Гарден, то от станций Holborn (Ce, P) и Leicester Square (N, P) легче дойти пешком, чем через после перехода на станцию Covent Garden (P).

Очень удобны карты города с улицами, на которых указаны входы в метро.

Что касается оплаты проезда, практически всегда лучше приобрести особую карту — Oyster Card или Travelcard. Если вы оплачиваете наличными, цены взлетают до абсурдных высот — до 4 фунтов за поездку. Это делается намеренно, чтобы пассажиры приобретали специальные карты — например, Oyster card, тогда поездка в пределах Зоны 1 (стоимость поездки зависит от расстояния, для учета которого все маршруты поделены на зоны) обойдётся в 1,9 фунтов. Таким образом, самый доступный вариант для частых поездок в лондонском метро — приобретение карт Oyster card (за 8 фунтов, в том числе 5 фунтов кредита) или Travelcard.

Лучше, конечно же, избегать поездок в метро в час пик, иначе у вас может сложиться впечатление, что вы едете в последнем поезде из Калькутты, поскольку все пытаются протиснуться в переполненные вагоны. Обращайте внимание на объявления об отсутствии остановок на некоторых станциях.

В лондонском метро нет кондиционера, и поэтому в жару стоит взять с собой бутылку воды. В особенно жаркие дни воду могут раздавать прямо в метро, тем более что опоздания поездов особенно характерны именно для летнего сезона. Последние поезда покидают центр Лондона приблизительно в 00.30 по будням и субботам и в 23.30 по воскресеньям. Первый поезд метро уходит с окраин около 5.00. Время работы станций всегда можно уточнить заранее. Если вы путешествуете группой из нескольких человек, и вам предстоит поездка в ранние утренние часы, то может оказаться, что услуги такси будут ненамного дороже стоимости проезда в метро, особенно если ваша поездка короткая.

Платежные карты метро

Вы можете приобрести карту Travelcard на 1, 3 и 7 дней для любой комбинации зон метро. Если вы ездите только по центру Лондона, приобретайте карту Зоны 1-2. Нет необходимости приобретать карту, действующую во всех зонах, если только вы не планируете постоянно ездить в пригород. Карты Travelcard стоят от 6.60 фунтов и действительны в подземном метро, в Доклендском лёгком метро, в автобусах и на железнодорожном транспорте (кроме Хитроу экспресс). Стоимость зависит от типа карты — для часов пик или вне часов пик (после 9-30 утра). Данные карты также обеспечивают 30-процентную скидку на услуги речного транспорта. Карта Travelcard на 7 дней для Зон 1-6 обойдётся взрослому человеку в 50.40 фунтов, но её стоит приобретать только в случае, если вы будете каждый день много ездить через весь город по всем зонам.

Ещё один полезный момент — если вам придется ездить по субботам, воскресеньям и в праздничные дни, то несколько однодневных карт Travelcard обойдутся вам дешевле, чем одна на несколько дней.

Дети и молодежь до 16 лет платят 1 фунт за поездку в Зонах 1-6.

Oyster Card — это пластиковая смарт-карта, на которую загружены данные о ваших предоплатах, сезонных скидках, или о картах Travelcard, действительных более недели. Карта может использоваться в метро, в автобусах, в Доклендском лёгком метро и на некоторых пригородных направлениях. За карту нужно оставить залог размером 3 фунта. Чтобы вернуть залог наличными, карту также следует приобретать за наличные средства. Если вы оплачиваете кредитной картой, то залог вам вернут чеком по почте.

Карта Travelcard несколько более выгодна по сравнению с предоплаченной Oyster, но определить, будете ли вы пользоваться чаще автобусами или метро, заранее очень сложно.

Карты используются следующим образом. В автобусе прикоснитесь картой к картридеру, чтобы оплатить нужную сумму за проезд. В метро нужно действовать по-другому: когда вы прикладываете карту к картридеру входного турникета, автомат фиксирует, на какой станции вы начали поездку. Обязательно приложите карту на выходе из метро, чтобы определить протяженность поездки, иначе стоимость поездки будет рассчитана вам по максимуму. Не пытайтесь протолкнуть карты в разъёмы, их нужно только прикладывать!

Ремонтные работы

Лондонское метро имеет впечатляющую программу ремонта и модернизации. Оно является старейшим и самым протяженным метро в мире, поэтому после обследования его состояния было решено провести восстановительные работы.

Лондонские автобусы

Если вы отправляетесь на периферию города, где станции метро сильно удалены друг от друга, самое удобное — ездить автобусом, к тому же это дешевле, хотя и медленнее. При оплате наличными билет в автобус стоит 2.20 фунта, при использовании Oyster Card — 1.30, причём максимальная оплата в день — 4.00 фунта). Данную карту можно приобрести в метро и в газетных киосках. Суточный билет действителен до 4.30 утра следующего дня, поэтому не нужно беспокоиться о приобретении билета при позднем возвращении домой. Из окон автобуса можно любоваться городом, и в этом он, несомненно, превосходит метро. К тому же, в метро часто нечем дышать, особенно в жаркий сезон.

Автобусные остановки легко заметить, на каждой из них есть информация о всех автобусных направлениях, соседних остановках других направлений, о частоте автобусов и т. д. Ранним утром, поздним вечером и в выходные автобусы ходят реже.

Обратите внимание на то, что в оживленных местах, например на Оксфорд стрит, автобусная остановка может быть достаточно длинной, и автобусы разных направлений останавливаются на ней в определённых местах. На каждой такой большой остановке имеется схема расположения автобусов. Большинство остановок в центре Лондона оборудованы автоматами по продаже билетов, который вы должны купить перед посадкой. Если вы садитесь на автобус с остановки, не оборудованной автоматом, нужно купить билет у водителя. Хотя и существует туристическая поговорка, что все автобусы идут на Трафальгарскую площадь, на самом деле автобусная сеть в городе очень обширная, и поездка между любыми двумя точками в городе требует не более одной пересадки.

Карта Travelcard также действительна в автобусах. Автобусные билеты в метро недействительны.

Следует заранее найти на карте города ближайшую к вашей гостинице автобусную остановку, также определить маршрут автобуса, который едет до ближайшего метро. Также вы всегда можете воспользоваться информационным стендом на любой автобусной остановке.

В обычные небольшие автобусы посадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь, при этом вы показываете свой разовый билет или проездной документ водителю, прикладываете свою карту к картридеру или отдаете билетик из билетной книжки (такая книжка включает 6 разовых билетов — это дешевле, чем 6 отдельных). В автобусах-«гармошках» все три двери предназначены для входа пассажиров, у каждой из них есть картридер. Показывать билет водителю не нужно, однако пассажиры с билетной книжкой должны входить в автобус через переднюю дверь и отдавать билеты водителю.

И наконец, если вы хотите покататься на знаменитом даблдекере — красном двухэтажном автобусе, — символе Лондона (который иногда называют также «рутмастер»), выбирайте маршрут 9 от Альберт Холл до Олдвич, также маршрут 15 от Трафальгарской площади до Тауэр-Хилл. Поэтому, если вы направляетесь на Трафальгарскую площадь, вы можете попробовать втиснуться в крошечное неудобное кресло, как и множество незнакомых людей вокруг вас, и спрыгнуть с задней подножки автобуса еще во время движения. К счастью, на этих исторических маршрутах оплата производится по тем же тарифам и теми же средствами, как и на остальных автобусах — здесь действительны разовые и проездные билеты, карты Travelcard и Oyster card, проездные билеты для пенсионеров и билетные книжки. Даблдекеры уже выведены из массового использования в качестве городского транспорта — остались только два маршрута, также частные компании используют красные автобусы для обзорных туров и развлекательных мероприятий — за определенную цену.

Автобусные остановки могут быть двух типов — обязательные (белые знаки с красным кругом) и по требованию (красные знаки с белым кругом). Главное отличие состоит в том, что по правилам на обязательных остановках автобус останавливается всегда (исключение — автобус переполнен), а на остановках по требованию — только после однократного сигнала пассажира, желающего сойти, или если пассажир на остановке проголосует (поднимет руку параллельно земле). В последнее время пассажиры привыкли подавать сигнал водителю и голосовать рукой независимо от типа остановки, потому туристам рекомендуется так и поступать, поскольку есть риск, что водитель не остановит автобус, если не увидит поднятой руки или не услышит сигнала. Два полезных совета относительно того, как подавать сигнал в автобусе. Если сигнал об остановке подан, загорается специальный знак остановки в передней части автобуса, и нажимать сигнал повторно уже не нужно. И, конечно же, подавать сигнал нужно заблаговременно.

Ночные и круглосуточные автобусы

Ночные автобусы ходят по всему Лондону каждую ночь с частотой от одного до четырёх в час. Наиболее часто ходят автобусы по радиальным маршрутам — из центра к окраинам, и наоборот. Некоторые автобусы ходят по своим дневным маршрутам и обозначены тем же номером, что и днём. Специальные ночные маршруты обозначены дополнительной буквой N перед номером маршрута. Информация о ночных маршрутах также имеется на остановках. Все остановки ночью имеют статус «по требованию», поэтому вам нужно голосовать и подавать сигнал об остановке во всех случаях.

Лёгкое метро и трамваи

Можно рассматривать Доклендское лёгкое метро и трамвайную сеть как продолжение метро. Карты Travelcard, приобретенные в метро, действительны и на этих видах транспорта.

До многих достопримечательностей Восточного Лондона можно добраться с помощью лёгкого метро, также его линии имеют выход к железнодорожным станциям пригородных направлений.

В Южном Лондоне имеются три трамвайных маршрута, которые начинаются от Уимблдона и Кройдона. На трамваях действительны автобусные проездные и разовые билеты, также карты Travelcard, независимо от зон.

Речной транспорт

Существует множество различных маршрутов по реке Темзе. Самые быстрые пассажирские маршруты следующие: весь день отправляются суда от причала Masthouse Terrace Pier в сторону набережной (Embankment), а в час пик — из районов Putney и Chelsea Harbour в сторону района Blackfriars. Эти маршруты пролегают рядом со многими достопримечательностями, такими, как Здание парламента и Лондонский мост.

Кроме пассажирских, существует множество прогулочных маршрутов, которые являются скорее развлечением, чем способом добраться куда-либо. Путешествие по реке Темзе за пределы Лондона позволит вам увидеть прибрежные городки, множество видов птиц и прочих видов флоры и фауны, встречающихся по берегам Темзы. Прогулочные суда оснащены туалетами, что важно при более чем двухчасовой прогулке, а также буфетом с легкими закусками и напитками, в котором цены, конечно же, выше, чем в магазинах, потому лучше запастись собственной провизией заблаговременно. Лучше заранее узнать расписание речных прогулок, поскольку многие суда совершают всего два рейса в день. Расписание может меняться в зависимости от приливов, метеоусловий и времени года.

Расценки на услуги речного транспорта сильно различаются в зависимости от маршрута. Если вы предъявите свою карту Travelcard при покупке билета, то получите скидку в размере трети стоимости билета. Также вы можете приобрести объединенный билет Доклендского лёгкого метро и Речного судоходства стоимостью около 9 фунтов. Можно купить билет в кассе на причале непосредственно перед поездкой, либо на самом судне, если кассы не будет или она окажется закрытой.

Железнодорожный транспорт

Если вы путешествуете за пределы центрального Лондона или направляетесь к югу от реки Темзы, лучший вариант транспорта — железнодорожный. Конечные станции очень часто находятся вблизи станций метро. Карты Travelcard действительны при оплате проезда по железной дороги, за исключением Хитроу Экспресс. Можно приобрести билеты в одну сторону или сразу в оба конца. Карты Oyster card действительны в пределах Зоны 6, за исключением некоторых направлений, как, например, Хитроу Экспресс.

В центральном Лондоне до многих достопримечательностей можно добраться с помощью поездов, поскольку станции метро там отсутствуют. От наземных железнодорожных станций в центре Лондона всего за несколько минут можно дойти до Букингемского дворца, Национальной галереи, Тауэра и Лондонского аквариума. Самый лёгкий способ добраться до дворца Хэмптон-Корт — юго-западные поезда, которые отправляются из Ватерлоо, однако, если вы располагаете временем, можно добраться до дворца речным транспортом.

Полную информацию о лондонском транспорте можно найти на сайте Transport for London, где также есть программа планирования путешествия, которая, правда, не всегда может подобрать оптимальный маршрут.

Правила поведения в общественном транспорте

Перед тем, как зайти в транспорт, позвольте выйти пассажирам. В заполненных вагонах по возможности проходите в центр. Уступайте места людям, которым действительно нужно сесть. Старайтесь не разговаривать слишком громко. Также старайтесь избегать прямого контакта глаз с незнакомыми пассажирами — это странная, но устойчивая британская традиция. Многие пассажиры сидят, прячась за газетами, часто оставляют их на своих местах после ухода, и такую газету можно взять для прочтения. Если у вас за плечами рюкзак или вы несёте багаж, убедитесь, что вы не вмешиваетесь в личное пространство других людей. Если вы в толпе, рюкзак рекомендуется снять и держать перед собой. Подготовьте билет перед входом или выходом заблаговременно. В часы пик проходите дальше на платформу и смотрите на указатель времени, оставшегося до прибытия следующего поезда, прежде чем садиться в переполненный поезд. Иногда после лишней минуты ожидания подходит более свободный транспорт.

Следует также знать, что в часы пик люди заинтересованы только в одном — попасть из точки А в точку Б, поэтому если кто-то столкнётся с вами, да ещё нагрубит, не стоит принимать это близко к сердцу.

На эскалаторе следует стоять справа и проходить слева, не нужно всех задерживать, стоя с левой стороны. Не останавливайтесь сразу после эскалатора, например, чтобы посмотреть карту или прочитать указатели, помните — следом за вами торопится толпа, и её не остановить.